БЛОГ

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста

Аннотация. Рассматривается организация процесса физического вос-
питания в дошкольном учреждении по формированию правильной осанки с
учетом возрастных особенностей воспитанников. Определены приори-
тетные задачи, направленные на формирование навыка правильной осан-
ки. На примере конкретных физических упражнений показаны пути их
решения при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий с
детьми дошкольного возраста.

Дошкольный период играет большую роль в процессе становления
личности ребенка, в создании предпосылок для его гармоничного разви-
тия. Очень важно в этот период заложить фундамент здоровья ребенка,
сформировать основы здорового образа жизни. Неотъемлемой частью
функционирования здоровьесберегающей системы учреждения дошколь-
ного образования, ее стержнем и связующей основой является физическое воспитание.

Специфику процесса физического воспитания отражает приоритетная реализация принципа оздоровительной направленности, суть которого заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья ребенка средствами физической культуры.

Одна из важных оздоровительных задач в работе с детьми дошкольного возраста – формирование правильной осанки. Именно в раннем и дошкольном возрасте наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование осанки, которая является индикатором здоровья ребенка. Правильная осанка – это симметричное положение частей тела относительно позвоночника. Поддержание правильной осанки происходит за счет напряжения мышц шеи, пояса и нижних конечностей. В процессе физического воспитания работу по формированию навыка правильной осанки необходимо проводить с учетом возрастных особенностей дошкольников, начиная с младших возрастных
групп.

Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) отклонения в осанке, если на них не обращали внимание в первые годы жизни, становятся более выраженными: округляется спина, обвисает живот, крыловидность лопаток
более заметна. Приобретение знаний и формирование навыка правильной
осанки у детей 3-4 лет основывается на образных, слуховых и мышечных
ощущениях ребенка. На утренней гимнастике, при проведении подвижных
игр и физических упражнений на прогулке педагог учит детей правильной
технике ходьбы, бега, лазания, прыжков. В этом возрасте уже следует добиваться первичных навыков правильной осанки: голову держать прямо,
распрямить спину, подобрать живот, выпрямить ноги. Все понятия важно
соотносить с богатым образным мышлением ребенка и окружающей его
действительностью (сказки, образы растительного, животного мира и др.).
В средней группе (от 4 до 5 лет) дети уже заметно отличаются от вос-
питанников младших групп по физическому развитию и физической под-
готовленности.

Если в предыдущие годы внимание на формирование пра-
вильных изгибов позвоночника не обращалось, то становятся более замет-
ными сколиотические изменения у одних детей, кругловогнутость у дру-
гих, сутулость у третьих. Позвоночник еще недостаточно сформирован,
сила мышц сгибателей выше силы мышц разгибателей, что определяет
особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпя-
чен, колени согнуты. Вот почему так важны и необходимы упражнения
для мышц, удерживающих позу, а также для мышц-разгибателей спины.

Двигательный опыт и воображение в этом возрасте становятся ведущими в освоении основных движений и формировании навыка правильной
осанки. Основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование представлений ребенка о правильной осанке и на укрепление мышечного корсета. Необходимо также учить следить детей за собственной осанкой во время ходьбы, бега, подвижных игр.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) обнаруживается большое количество детей с такими нарушениями осанки как сутулость, искривление позвоночника, увеличение физиологических изгибов позвоночника и др. Это связано с образованием в данном возрасте четких изгибов позвоночника и выявлении различных отклонений при осмотре врачом. Педагогам важно следить за правильным положением тела ребенка постоянно, а не только когда он сидит.

 Дети шестого года жизни проявляют способность к развернутому осмыслению движений, абстрактному восприятию. Задачи формирования навыка осанки заключаются в совершенствовании знаний ребенка о строении собственного тела, отдельных его частей, значении физических упражнений в укреплении здоровья.


Основные оздоровительные задачи формирования навыка правильной
осанки в дошкольном возрасте направлены на:
– укрепление мышечного корсета;
– формирование рефлекса правильной позы;
– формирование представления о правильной осанке.


Рассмотрим средства решения указанных задач в процессе физическо-
го воспитания детей дошкольного возраста.

Укрепление мышечного корсета. Удержанию различных частей тела в
правильном положении и приданию ему нормальной, красивой формы
способствует гармоничное развитие мускулатуры и в первую очередь –
мышечного корсета. Для решения задачи по укреплению мышечного корсета в содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми
включатся специальные физические упражнения, тренирующие наружные
и глубокие мышцы корпуса, а также упражнения, воздействующие на мелкие мышцы окружающие позвоночник. Это упражнения с предметами общеразвивающего характера (палками, обручами, мячами), доступными
отягощениями (мешочками, гантелями, набивными мячами и др.), выполняемые из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа) и другие виды движений (лазание, висы, метания и др.).


Формирование рефлекса правильной позы. Данный рефлекс эффективно развивают упражнения в равновесии, которые предполагают удержание
и перемещение тела на уменьшенной площади опоры. Для удержания равновесия ребенку необходимо соблюдать правильное положение корпуса,
которое вырабатывает мышечное чувство и формирует рефлекс правильной позы. Способность к сохранению равновесия развивается:
– в младшем дошкольном возрасте при ходьбе, беге по уменьшенной
площади опоры, лазании по наклонной плоскости, выполнении упражнений в статическом равновесии (стойка на носках, на возвышении, на одной
ноге и др.);

– в среднем дошкольном возрасте при ходьбе по ограниченной площади опоры с перешагиванием через предметы, поворотами и наклонами, ходьбе и беге по наклонной плоскости, в статических позах на полу и на
возвышении и др.;
– в старшем дошкольном возрасте при ходьбе по ограниченной площади опоры с поворотами и наклонами, с удержанием предметов на голове; при выполнении спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на велосипеде, самокате); при выполнении парных и групповых общеразвивающих упражнений.


Формирование представления о правильной осанке. Решению данной
задачи способствуют упражнения, направленные на развитие чувства правильной позы тела, статической выносливости мышц шеи и спины, воспитывающие сознательное отношение ребенка к собственной осанке. К ним
относятся:
– упражнения, стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз
нарушает осанку и снова с помощью взрослого ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
– упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь,
деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятью
точками – пятками, голенями, тазом, лопатками и затылком. В такой позе
можно выполнять различные динамические упражнения: изменение положения рук и ног, поднимание на носки, приседание и др. Также можно выполнять и статические упражнения: напряжение мышц туловища от 3 до 6 секунд с последующим расслаблением от 6 до 12 секунд.
– упражнения с предметами на голове (кубики, игрушки, набивные
мешочки и др.) способствуют воспитанию рефлекса правильного держания
головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Это
упражнения в ходьбе с предметами на голове разными способами (с изменением положения рук, на носках, на пятках, в стойке на коленях и др.),
приседания и передвижение в упоре на коленях с предметом на голове.


Таким образом, рассмотренные в статье возрастные особенности, а
также задачи и средства формирования правильной осанки у детей до-
школьного возраста, позволят педагогам грамотно и с пользой для здоро-
вья ребенка организовать процесс физического воспитания в дошкольном
учреждении.

Похожие сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *